удожники

                  анры

              родажа

                слуги

            татьи

             сылки

              онтакты


            татьи

Исаак Бродский и Иван Дряпаченко: история пропавшего портрета

добавлено 6 декабряя 2016 г.

Во время Второй мировой войны с оккупированной нацистами Украины, осуществлялся массовый вывоз в Германию культурных ценностей. Вопрос их возвращения актуален до сих пор. В связи с этим обращает на себя внимание факт атрибуции Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря графического портрета И.К. Дряпаченко, созданного живописцем И.И. Бродским в 1906 году.

История этого портрета относится к началу ХХ века, когда будущие известные художники Исаак Израилевич Бродский (1883–1939) и Иван Кириллович Дряпаченко (1881–1936)[1] учились в Петербургской Академии художеств. Первый – с 1902, второй – с 1903 года. Исследователь творчества Ивана Дряпаченко и его ученик – Анатолий Терещенко – писал в своих воспоминаниях, что, создание портрета относится, вероятнее всего к периоду обучения Бродского и Дряпаченко у Ильи Репина[2]. Рисунок, на котором Иван Дряпаченко изображен сидящим, со скрещенными на груди руками, был опубликован в 1915 году  в петербургском «Журнале журналов»[3].
После революционных событий 1917 года в Российской империи, Дряпаченко демобилизовался из армии, где полтора года служил в военно-художественном отряде Трофейной комиссии. Затем вернулся домой в с. Василевка Козельщанского района Полтавской губернии. Бродский продолжил жить и работать в Петрограде. В 1934 году он возглавил Всероссийскую академию искусств и набирал для нее профессорский состав из известных художников-реалистов[4]. Путешествуя с 1932 по 1937 по Украине Исаак Бродский посетил с. Василевку, где встретился с Иваном Дряпаченко. Он пригласил его в Киев на преподавательскую работу. Но, как писал в своих воспоминаниях писатель Олесь Юренко, «не мог он [Дряпаченко] оставить нереализованными свои творческие задумки, школу, в которой преподавал рисование, воспитывал юных художников, и сельский клуб, где руководил народным хором»[5].

Внезапный уход Ивана Дряпаченко из жизни в 1936 году привел к тому, что его картины, рисунки, библиотека и личный архив были родственниками проданы. Их владельцем стал Юрий Белокобила ­− житель соседнего с Васильевкой села Юрки. Как известно, с 1941 по 1943 Полтавская область находилась под оккупацией войск Третьего рейха. Именно в это время коллекция Ивана Дряпаченко сменила собственника. Значительная часть произведений художника, хранившаяся у Белокобилы, оказалась в руках коменданта с. Козельщина Китлица и была им вывезена в Германию. Об этом свидетельствуют архивные документы ЦГАМЛИ Украины [6,7].

В течение семидесяти лет судьба творческого наследия художника была не известна. В октябре 2015 года на атрибуцию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря поступил «Портрет сидящего мужчины» под авторством Исаака Бродского (1906 г., бумага, графитный и черный карандаш, 50,5х34). При содействии автора данной статьи, которая в течение последних четырех лет занимается исследованием творчества Ивана Дряпаченко, была идентифицирована личность портретируемого. После экспертизы работа определена как «Портрет художника И. К. Дряпаченко». Вывод экспертного заключения гласит: «Экспертируемая работа имеет несомненное музейное значение»[8]. Сейчас владельцем «Портрета художника И. К. Дряпаченко» является А. В. Кошелев (г. Москва, РФ). Рисунок был приобретен им 18 сентября 2013 года на аукционе Neumeister (Мюнхен, Германия) под названием «Портрет Валентина Серова (1865–1911)». Лот № 433. Цена с молотка – € 3,000[9].

Можно предположить, что портрет Дряпаченко, созданный Бродским в 1906 году, ранее являлся составной частью коллекции культурных ценностей, незаконно вывезенных с территории Украины во время Второй мировой войны. Поскольку этот карандашный рисунок  до сих пор сохранился(!), можно также предположить, что и работы самого Ивана Дряпаченко находятся, по сей день, на территории Западной Европы[10].

Ныне в музеях Украины, России и Республики Беларусь хранится всего лишь несколько десятков произведений живописи и графики талантливейшего украинского художника. Поэтому исследовательские работы по выявлению его утраченного наследия будут продолжены.

Список литературы:

  1. Дряпаченко Иван Кириллович // Арт-галерея Nostalgie: живопись соцреализма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-nostalgie.com.ua/Dryapachenko.html. – Название с экрана. – Дата обращения:  21.12.2014.
  2. Николаева Т. Возвращение из небытия (архивные документы об украинском художнике И. Дряпаченко)  / Т. Николаева // Архивы Украины. − К., 2013. − № 4 (286). − С. 147.; Николаева Т. Утраченное наследие художника Ивана Дряпаченко  / Т. Николаева // Украинская культура. – К., 2014. − №  6. −  С. 32-33.
  3. Лукомский Г. В мастерской И. И. Бродского / Г. Лукомский // Журнал журналов. − Петербург, 1915. − № 3. − С. 13.
  4. Бродский И. И. И. Бродский. Статьи. Письма. Документы / И. Бродский. – М.: Советский художник, 1956. – С. 161-162. 
  5. Бабенко В. Его зоря / В. Бабенко // Украина. − К., 1981. − № 35. − С. 12−13.
  6. ЦГАМЛИ Украины, ф. 1144, оп. 1, д. 16, л. 1−15;
  7. ЦГАМЛИ Украины, ф. 290, оп. 1, д. 210, л. 1−15.
  8. Экспертное заключение № 153. ЭК – 173-15 от 15 октября 2015 г., Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря.
  9. Bildnis des Künstlerfreundes Valentin Serov (1865-1911) // Artprice: The World Leader In Art Market Information [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artprice.com/artist/49661/isaak-izrailovich-brodskij/drawing-watercolor/7936667/bildnis-des-kunstlerfreundes-valentin-serov-1865-1911?p=1 . – Название с экрана. – Дата обращения:  23.06.2016.
  10. Miachkova T. Isaak Brodsky and Ivan Driapachenko: the history of one portrait // Text and Image: Essential Problems in Art History [Internet-resource] URL: http://txim.history.knu.ua/index.php/TXIM/article/view/14/35 (show data: 15.11.2016). – № 2. – р. 19–22.

искусствовед Т. А. Мячкова




Nostalgie © 2011
Дизайн и вёрстка - Devinora