удожники

                  анры

              родажа

                слуги

            татьи

             сылки

              онтакты


            татьи

Шульдиженко-Стахов Александр Иванович

добавлено 22 ноября 2012 г.

Шульдиженко Александр Иванович (р. 30.08.1922, Киев - ум. 1988, Киев), исследователь искусства XX в., художник - аттрактивист. Подписывал свои работы Шульдиженко, Шульдиженко-Стахов, подпись Стахов на его работах появилось после его возвращения на Родину. В 1934 г. он поступил в Киевскую художественную школу, в 1941 г. был призван в армию связистом. Попал в окружение под Полтавой, прошёл концлагеря в Польше, Австрии (1941-1945), бежал в Италию, где в 1945 г. был задержан американцами и заключён в г. Удино в концлагерь, затем зачислен в польскую армию под фамилией Стахов (рисовал указатели продвижения войск). В 1947 г. попал в Лондон. Окончил отделение графики в Лондонской муниципальной художественной школе и два курса философского отделения Лондонского университета. В 1954 г. оформил документы в Советском консульстве, возвратился в Киев, где работал в издательстве, рекламе, ТВ, киностудии художником с различной специализацией. С 1967 г. - художник-монументалист в комбинате монументально-декоративного искусства. В Союз художников Украины был не принят. Издал две книги по бумажной пластике.

афиша персональной выставкиПервая персональная выставка "Браво художник" состоялась после смерти в 1990 г. в музее В.И. Ленина (Украинский дом) в "Дни Лондона" в Киеве. Персональные выставки были в Киеве, Свердловске, Вильнюсе, напечатаны статьи, материалы о нём есть в ГМИИИ им. А.С.Пушкина, Доме художника (Киев) Темы исследования с конца 50-х гг. - "маскирующие средства" в современном искусстве, послеобразная интерпретация, реклама. Его творчество - смена эстетических установок. История искусств - есть способ визуального наблюдения. Художники разных эпох видят не одно и тоже, не потому, что мир меняется, а потому, что меняется художественное сознание. Главная идея его творчества - положение человека в космосе нашла отражение в графической серии "Уличная богема" (художники), задан вопрос к пресвященному философствующему человечеству, о чём оно думает, произнося, слово ЧЕЛОВЕК. В серии Шульдиженко передаёт систему моральных ценностей, показывает, как происходит насыщение энергией изначально бессильного духа. Он выступает новатором, разрабатывая приём - технику "зрительный шум", импульсивные линии, через которые пытается снимать стрессовые состояния. Художник превосходит своё время переживаниями в изображении человека, идёт вперёд в манере исполнения, заставляет тонко сопереживать ситуацию, Художник невероятно сложной судьбы сохраняет лёгкость почерка, улыбку в графике на листах ватмана, выполненных гуашью, фломастером.

Если авангард начала XX в. искал взаимодействие простейших геометрических элементов на холсте и считал, что оно соответствует неким космическим закономерностям (Малевич), футуристы "очищались" от всех содержательных ассоциаций, шли к аналитическому плану рассмотрения предметов, то "аттрактивизм" во второй половине 20 века отталкивался от содержательных ассоциаций направляя художественное мышление в сторону ассоциативного мышления и других ценностей, аксиоматических - точки, линии и цвета, моральных, этических и справедливости. В работах А.И. Шульдиженко - Стахова становится очевидным, привлекает внимание цветовое пятно целого "шумного" листа бумаги. Его творчество принадлежит социокультурному пространству государства СССР. В своём творчестве он объединил натуралистический рисунок английской графической школы, которая угадывается в подоснове рисунка с формальными поисками европейской школы XIX-XX вв. и русского авангарда 20-х гг. и гуманными моральными этическими идеями.

Клещевникова Наталья Павловна





Nostalgie © 2011
Дизайн и вёрстка - Devinora