добавлено 7 июня 2011 г.
Эстетическая и духовная ценность произведений искусства – иррациональные категории, которые вряд ли могут быть выражены в денежных единицах. Тем не менее, в наше чудесное время все иррациональное легко монетизируется. Подтверждением этому является данный список самых дорогих картин в мире, созданный на основе известных зарегистрированных продаж.
“Самые дорогие” в данном случае вряд ли означает "самые выдающиеся". Цену здесь определяет не столько величие художника, сколько величие продавца. Остроумные аналитики среди факторов, влияющих на стоимость произведения, выделяют маркетинговую политику аукционного дома, славу обладателя коллекции или репутацию арт-дилера.
Кроме того, самыми дорогими проданными картинами могут стать только те, которые продаются, поэтому в этом списке вряд ли когда-нибудь окажутся картины Вермеера Делфтского (специалисты насчитывают в мире 35 бесспорных живописных работ этого художника) или Иеронима Босха (его картин в мире всего 25). Как, например, определить цену "Моны Лизы", если это единственная в Лувре картина, которая не застрахована, "ибо бесценна"? Вряд ли по стоимости ежегодных затрат на ее реставрацию и охрану. Зато из 10 самых дорогих картин три принадлежат кисти Пикассо, одного из самых плодовитых художников 20 века. Пройдет не одна сотня лет, прежде чем все гигантское наследие Пикассо окажется в музеях, а до этих пор индикатором арт-рынка будут служить бесчисленные женские портреты, созданные любвеобильным испанцем.
Пока что первая десятка самых дорогих картин подтверждает знаменитый постулат художника Сергея Ануфриева о том, что "хороший художник – мертвый художник". Однако такое положение дел долго не сохранится. Косвенно это подтверждает тот факт, что возглавляют сей нескромный список две картины, созданные после Второй мировой, которая являлась условным водоразделом между модернизмом и современным искусством. А если взглянуть на первую десятку самых дорогих скульптур в мире, то произведения наших современников там уже главенствуют: на втором месте - Дэмиен Херст со своим пресловутым бриллиантовым черепом, да и без монструозных шариков и сердечек от Джеффа Кунса дело не обошлось.
Несколько лет назад на русском языке была издана книга "Цена искусства" французской журналистки Жюдит Бенаму-Юэ, представляющая собой злой и умный анализ арт-рынка. Очевидно, что на рынке искусства действуют свои специфические законы, далекие и от искусствоведческих теорий, и от классической экономики. Но в связи с мировыми рекордами продаж не совсем корректно говорить о "цене" искусства, скорее стоит говорить об обесценивании денежных знаков. Невзирая на бесконечное число новых появляющихся товаров, на по-настоящему большие деньги уже нечего купить. И пусть философы, обличая искусство, плачут об "эстетике утраты иллюзий", люди, которые это искусство покупают, готовы хорошо заплатить за дорогие сердцу "иллюзии".
1. Джексон Поллок (1912-1956)
"Номер 5".1948 г.
244 х 122 см
Цена - $140 млн
Дата продажи 02.11. 2006
Джексон Поллок, один из основоположников американского абстрактного экспрессионизма, прославился как изобретатель "живописи действия" (action painting), отвечавшей его богемному и саморазрушительному образу жизни. Джексон Поллок выливал краску на холст, сделав спонтанность творческого процесса важным элементом своего художественного метода. В творчестве он стремился к созданию абстрактной экзистенциальной драмы. Картина "Номер 5" – классическое произведение Поллока. Полотно равномерно покрыто коричневыми и желтыми брызгами, создающими неповторимый эмоциональный узор, открытый для любых интерпретаций.
Картина, по сведениям The New York Times, была продана за $140 млн знаменитым коллекционером Дэвидом Геффеном. Счастливым покупателем оказался мексиканский финансист Дэвид Мартинез. Продажа была закрытой, но осуществлялась при посредстве специалиста из Sotheby`s Тобиаса Мейера. Впрочем, адвокаты покупателя и продавца официально не подтвердили факт совершения сделки.
Дэвиду Геффену принадлежит одна из лучших коллекций современной живописи в США, в которую входят важнейшие работы Виллема де Кунинга и Джаспера Джонса, Джексона Поллока и многих других. Геффен является одним из основателей кинокомпании SKG DreamWorks (вместе со Стивеном Спилбергом и Джеффри Катценбергом). Геффен, много лет вкладывавший деньги в искусство, в конце 2006 продал 4 картины и выручил за них в общей сложности $421 миллиона, тем самым окупив с лихвой все десятилетия прилежного коллекционирования и меценатства. В связи с таким количеством продаж ходили слухи, что медиамагнат присматривался к покупке газеты The Los Angeles Times.
2. Виллем де Кунинг (1904 — 1997).
"Женщина III". 1953
171 х 121 см
Цена - $137,5 млн
Дата продажи – ноябрь 2006
Второй номер в нашем списке – также удачная сделка Дэвида Геффена, который продал картину миллиардеру Стиву Коэну, гению инвестиций, основателю группы хедж-фондов SAC Capital Advisors. Сделку сопровождал знаменитый арт-дилер Ларри Гагосян, который прославился, помимо прочего тем, что всегда хорошо зарабатывает. Стороны сделки не разглашают, была ли комиссия посредника включена в стоимость картины. Если нет, то полотно де Кунинга может и превосходить по цене "Номер 5" Поллока.
"Женщина III" — одна из серии 6 работ, сделанной де Кунингом в период между 1951 и 1953 годами, и последняя находящаяся в частной коллекции. Эксперты полагают, что это лучшая работа де Кунинга из тех, что не находятся в музеях. С 1970-х годов картина хранилась в Тегеранском музее современного искусства. После исламской революции ситуация с изобразительным искусством в Иране резко изменилась, картина не могла находиться в экспозиции из-за строгих религиозных правил. В 1994 году она была продана в США. Взамен иранцы получили древний священный манускрипт.
Таким образом, коллекция Стива Коэна после приобретения знакового полотна де Кунинга стала одной из лучших в мире. Также она включает в себя картины Манэ, автопортрет Джексона Поллока, акулу в формалине Дэмьена Херста, а также еще одно серьезное полотно де Кунинга “Police Gazette,” купленное у того же Геффена за $63.5 миллиона. В 2006 Коэн также был готов заплатить 139 миллионов долларов за "Сон" Пикассо 1932 года, но сделка не состоялась по вине продавца Стива Уинна, который случайно порвал холст локтем.
Забавный факт: Коэн является одновременно серьезным спонсором МОМА (Museum of Modern Art) и Музея Метрополитэн. Сразу после нашумевшей покупки в прессе завязалась полемика, какому из этих музеев картина отойдет по завещанию, хотя Коэну всего 55 лет и умирать он пока не собирается.
3. Густав Климт (1862 — 1918)
"Портрет Адели Блох Бауер I". 1907
136 х 138 см
Цена - $135 млн
Дата продажи - 18.06.2006
"Портрет Адели Блох-Бауэр I", написанный Густавом Климтом, известен также как "Золотая Адель" или "Австрийская Мона Лиза" и считается одним из главных произведений югендстиля. Адель Блох-Бауэр – еврейская красавица, хозяйка салона, где собирались художники и писатели, жена богатого сахарного промышленника, была единственной моделью, которую Климт писал дважды ("Портрет Адели Блох Бауер II" занимает 7 место в нашем списке).
После смерти Адели в 1925 ее муж Фердинанд, в соответствии с завещанием, передал портреты австрийской государственной галерее. После аншлюса, когда Австрия стала частью Третьего Рейха, все немалое имущество семьи Блох-Бауэр было экспроприировано нацистами. Фердинанду пришлось бежать из страны, и перед своей смертью в 1945 он отменил дарение, завещав работы Климта детям своего брата. Наследники лишь в 2005 выиграли процесс против Австрийской республики и вернули себе полотна. Картины Климта достались племяннице Адели Марии Альтман. В 2006 году американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер приобрел его за $135 миллионов.
4. Пабло Пикассо (1881 — 1973)
Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев. 1932
162?130 см
Цена - $106,482 млн
Дата продажи - 05.05.2010. Christie’s
Крупнейшая в мире аукционная продажа и самый свежий из ценовых рекордов: "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" была куплена на торгах Christie’s анонимным покупателем по телефону. Эстимейт картины составлял $90 миллионов долларов.
На картине изображена одна из возлюбленных Пикассо Мари-Терез Вальтер, она была моделью и для картины "Сон", о которой уже упоминалось. Эксперты Christie's полагают, что "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" является вершиной творчества художника, хотя на практике редчайшие произведения голубого и розового периода ценятся знатоками больше. Менее интересный по композиции портрет Мари-Терез Вальтер 1932 года был продан на аукционе Sotheby’s в начале 2011 года за $40,5 миллионов.
Хозяйка картины, госпожа Сидни Ф. Броуди выставила картину на продажу после смерти мужа, который скончался в ноябре 2009 года. Он приобрел картину в 1951 году за $19 800. Газета The New York Times опубликовала имена наиболее вероятных приобретателей картины Пикассо, среди которых чикагский бизнесмен Кеннет Гриффин, коллекционер из Огайо Лесли Векснер, миллиардер Стивен Коэн, гонконгский коллекционер Джозеф Лау, а также Роман Абрамович.
5. Пабло Пикассо (1881 — 1973)
"Мальчик с трубкой". 1905
99,7 х 81,3 см
Цена - $104,168 млн
Дата продажи - 04.05.2004. Sotheby’s
Картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним Пабло Пикассо в т. н. розовый период его творчества, изображает неизвестного мальчика с трубкой в левой руке и с короной из роз на голове. Почти все картины Пикассо "розового" и "голубого" периодов находятся в музеях, поэтому особенно ценятся экспертами. Картина ушла с молотка за $104,168 млн при предварительной аукционной оценке в $70 млн.
Портрет долгое время находился в собрании Джона Хэя Уитни. Уитни занимался финансами, издательским бизнесом, ставил постановки на Бродвее, снимал кино в Голливуде, был послом США в Великобритании. Уитни купил "Юношу с трубкой" в 1950 году за 30 тысяч долларов. Коллекционер умер в 1982 году Доходы от продажи картины пошли на нужды благотворительной организации вдовы Уитни, "The Greentree Foundation", которая борется за углубление мира и взаимопонимания между народами. Личность покупателя осталась неизвестной.
6. Пабло Пикассо (1881 — 1973)
"Портрет Доры Маар". 1941
103 х 97 см
Цена - $95,216 млн
Дата продажи - 03.05.2006. Sotheby’s
Эта картина предположительно была приобретена анонимным русским предпринимателем. На картине изображена возлюбленная и муза художника, сидящая на стуле. Именно ради этой роковой брюнетки Пикассо бросил белокурую Мари-Терез Вальтер с новорожденной дочерью на руках.
Дора Маар - трагическая личность, страдала бесплодием, пограничным расстройством личности, ради развлечения резала себе пальцы ножом и часто изображалась плачущей. В творчестве Пикассо она живет не только как олицетворение женской истерики (экзальтированную особу лечил сам Жак Лакан), но и как символ всеобщего кризиса, постигшего мир в конце 30-х - начале 40-х годов. Именно на это страшное время пришелся бурный роман Пикассо и Доры.
За ее правым плечом на спинке стула - черная кошка. Сама Дора, кстати, кошек не любила. Множество портретов Доры Маар было создано в конце 30-х и начале 40-х гг "Годами я писал ее изломанное лицо не из садизма и не для удовольствия, я так видел, и это было сильнее меня",— вспоминал Пикассо. Дора, яркая личность, поэт и талантливый фотограф, после этих сеансов попала в лечебницу для душевнобольных.
7. Густав Климт (1862 — 1918)
"Портрет Адели Блох-Бауэр II". 1912
190 х 120 см
Цена - $87,936 млн
Дата продажи 08.11.2006. Christie’s.
Эту картину, принадлежащую 90-летней Марии Альтман, по неподтвержденным данным, приобрел на аукционе американский предприниматель Рональд Лаудер, купивший также "Портрет Адели Блох-Бауэр I".
Портреты прекрасной тети племянница Адели Блох-Бауэр получила по реституционному иску в 2006 году и выручила за них неожиданно крупную сумму, но австрийские деятели искусства восприняли это событие весьма негативно. По их мнению, власти должны были сделать все, чтобы шедевры Климта осталось внутри страны. Планировался даже государственный облигационный займ, чтобы выкупить за деньги населения у Альтман все картины, полученные по реституции. Предварительной суммой займа предполагали $245 млн., но затея провалилась.
До возвращения картин Климта наследникам австрийская галерея Бельведер даже вынуждена была снять холсты с экспозиции под страхом анонимных угроз уничтожения работ, если они не останутся в Австрии.
8. Фрэнсис Бэкон (1909 — 1992)
"Триптих. 1976"
198х147,5 см
Цена - $86,2 млн
Дата продажи – 14.05.2008. Sotheby’s
"Триптих. 1976" Фрэнсиса Бэкона (эстимейт $70 млн) был продан на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за 86 миллионов 281 тысячу долларов. По сведениям Art Newspaper, триптих купил Роман Абрамович для своей яхты "Эклипс". Также в 2008 году российский олигарх заплатил $33,6 млн за работу Люсьена Фрейда "Спящая инспекторша пособий" (1995) на аукционе Christie's. Ранее самой дорогой картиной кисти Бэкона был "Этюд к портрету Иннокентия Х", проданный в Нью-Йорке в мае 2007 года за $52,7 миллиона.
В основе триптиха лежит древнегреческий мифологический сюжет о преследовании Ореста фуриями, впрочем, картина имеет биографическую подоплеку. "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь" – провозглашал Фрэнсис Бэкон. Считая себя реалистом, он при этом последовательно изображал изломанные, искалеченные тела, будто разорванные отчаянием. Как никто другой в 20 веке, Бэкон в своем творчестве смог передать весь иррациональный ужас существования, с которым сталкивается человек в современном мире.
9. Винсент ван Гог (1853 — 1890)
"Портрет доктора Гаше". 1890
66 х 57 см
Цена - $82,5 млн
Дата продажи – 15.05.1990. Christie’s
Портрет Поля Гаше попал в Америку во время Второй мировой войны. В рамках кампании по избавлению от так называемого "дегенеративного искусства" в 1938 году картина была продана Герингом в Амстердам, там её приобрел коллекционер Зигфрид Крамарски. Вскоре он бежал вместе с ней в США. В 1990 году семья Крамарски выставила картину на аукцион Christie’s.
Ван Гог написал это интимное меланхоличное полотно за несколько недель до своего самоубийства. На ней изображен врач клиники для душевнобольных Поль Гаше, лечивший Ван Гога последние годы его жизни. На переднем плане – стакан с веточкой наперстянки, из которой доктор готовил художнику лекарство. Об этой картине Ван Гог писал своему брату Тео: "Он печален, но кроток, с ясным и умным лицом, - вот, как нужно писать портреты… Есть лица, на которые можно смотреть очень долго, и, возможно, люди будут охотно смотреть на них и столетия спустя".
Эти слова оказались пророческими. Японский промышленник Риоеи Саито приобрел картину за $82,5 млн , что в два раза превысило существовавший на то время ценовой рекорд на картины Ван Гога. Бурную реакцию общества вызвало заявление японского покупателя, что он завещает после своей смерти кремировать картину вместе с собой. К счастью, этого не произошло. Долгое время наследники отказывались говорить о судьбе картины, но недавно стало известно , что в 1996 году, после смерти Саито, картина была передана в международный инвестиционный фонд, который продал её в частную коллекцию. По словам одного из руководителей токийского аукционного дома Кионори Ямамото, сумма частной продажи составила от $87 до $130 млн. На протяжении почти 15 лет "Портрет доктора Гаше" оставался самой дорогой картиной в мире. До сих пор местонахождение картины неизвестно.
10. Клод Моне (1840—1926)
Пруд с кувшинками. 1919
100,4х201 см
Цена - $80,5 млн
Дата продажи – 24.06.2008 Christie’s
Завершает нескромный список "Пруд с кувшинками" Клода Моне, картина из маленькой серии, выполненной художником на склоне лет, когда он стал уже терять зрение. За последние 80 лет картина лишь один раз выставлялось на обозрение широкой публики. Работа принадлежала американской коллекции Ирвина и Ксении Миллер. Интересно, что условием ее продажи было то, что ее выставят на аукционе в Лондоне и вести торги будет Кристофер Бердж, почетный председатель Christie`s. Картину приобрела владелица лондонской компании Arts & Management International Таня Бакрелл Пос для анонимного покупателя из Европы.
Текст: Эльвира Тарноградская
оригинал статьи на сайте the Main people Moscow