добавлено 29 марта 2011 г.
Расцвет творчества Н. Ф. Кравцова (1934-1980), известного донецкого художника второй половины XX века приходится на период эволюции «сурового стиля» в СССР, продлившийся почти два десятилетия с конца 1950 до начала 1970-х годов. И не случайно сейчас, когда во всём мире возник интерес к явлению «сурового стиля» как феномена метода социалистического реализма, искусство этого неординарного художника требует нового рассмотрения и изучения. На Украине «суровый стиль», несомненно, имел свой характер, выразившись более в формальном изобразительном языке. Но идеологическая программа полностью совпадала с последними постановлениям партии и правительства. И здесь «суровый стиль» выступил как протестная реакция на «лирический импрессионизм» оттепели (Малинков, Хрущев), стал культурной революцией в борьбе с «пошлостью», «мещанством» и «вещизмом». Возникает культ «суровой», то есть лишённой всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной «правды» о человеке, истории и даже природе (пустынная и мрачная природа «сурового стиля», что коренным образом отличается от проcтого соцреализма с его солнечной идиллией). Никаких чудес - только работа. В живописи «сурового стиля» преобладают погруженность в себя, замкнутость и разобщённость. Отсутствие оптимистической открытости, наивности и инфантильности.
Н. Кравцов родился в с. Алексеево-Орловка Шахтёрского района Донецкой области. В детстве он пережил все тяготы войны. После неё семья, где росло четверо детей, осталась без отца. Николаю рано пришлось начать трудовую биографию. В 1952-1958 Кравцов учился в Одесском художественном училище. Однако, всё его творчество связано с Донецким краем. Много трудился. Принимал участие сначала в областных, а затем в республиканских выставках. С 1968 года он член Союза художников СССР. Художник много ездит по стране, работая на ударных стройках Донецкой области. Путешествовал по Крыму, на Кавказе, Севере и средней полосе России. Его путь трагически оборвался в шахте, где Н. Кравцов работал с группой художников.
Специфика его живописи очень ярко проявилась именно во влиянии «сурового стиля» на его произведения, будь то пейзажи, портреты или натюрморты. Главным остается господство эстетизма - культа «хорошей живописи» - именно в рамках «сурового стиля». Это проявилось особенно в пейзажах художника, где «суровость и жёсткость» стиля, характерных для его натюрмортов на геологическую тему и «индустрий», достигается не холодным, почти монохромным колоритом, а благодаря ярким цветовым, контрастным тональным соотношениям. Это пейзажи с большими цветовыми пятнами, которые контрастируя друг с другом, создают напряжение. При этом в его живописной колористической гамме едва улавливается, скорее ощущается, теплота, мягкость, наследованные им ещё со времени учёбы в Одесском художественном училище. В этих теплых, подкупающих своей кажущейся простотой и наивностью тем пейзажах заключена мощная живописная экспрессия, потенциал и стремление к целостности.
Эти контрасты ритма, линий, цвета звучат в его неоднократно изображаемых панорамных видах Саур-Могилы, места боевых сражений на Донетчине, с их бесконечными далями и холмами.
Труд, главная тема социалистического реализма и, конечно, «сурового стиля».
По отношению к внешнему миру труд как «покорение природы». Здесь преобладают строители, геологи и нефтяники - герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы. «Не стоит ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача»; вторжение в её недра, извлечение природных ископаемых или изменение естественного течения рек. И не случаен здесь интерес к работе геологов, идее преобразования природы и мира лежат в основе натюрмортов «Донецкие минералы», «Стол геолога».
Творчество Николая Федоровича Кравцова стало одной из важных вех в истории украинского искусства второй половины XX века. И, на мой взгляд, требует нового подхода к его изучению и восприятию.
Бескоровайная Елена, искусствовед, експерт