удожники

                  анры

              родажа

                слуги

            татьи

             сылки

              онтакты


            татьи

Цимбалист Владимир Георгиевич

добавлено 4 февраля 2011 г.

Статья о жизни и творчестве художника Цимбалиста В.Г. «ОН НАХОДИЛ ПРЕКРАСНОЕ У СВОЕГО ПОРОГА».

Великий русский художник Иван Николаевич Крамской, характеризуя своих собратьев по кисти, разделили их на две категории: объективные и субъективные. К первым он отнес художников, «наблюдавших жизненные явления и их воспроизводящих добросовестно, точно…», а под другими имел в виду тех, кто «формулируют свои симпатии и антипатии… под впечатлениями жизни и опыта».

Если исходить из творческого наследия россошанского художника Владимира Георгиевича Цимбалиста, представленного в подавляющем большинстве пейзажами, то по градации Крамского его следовало бы отнести к «объективным» художникам. Однако приведенная выше классификация живописцев, на мой взгляд, слишком уж упрощена. Художники и те, кто воспроизводит натуру, и те, кто работает над вымышленным сюжетом, не могут творить без впечатлений, без использования в творчестве жизненного опыта. В то же время нашему художнику не откажешь ни в добросовестности, ни в точности изображения натуры. Тут на лицо явное смешение признаков обеих категорий.

Владимир Георгиевич Цимбалист по месту рождения не россошанец – он появился на свет 10 апреля 1924 года в станице Тимашевской Краснодарского края, но там он прожил всего несколько месяцев. Поэтому и по месту постоянного жительства, и по распространенной в наших местах фамилии, и по главной теме его живописных работ его по праву можно отнести к 100-процентным россошанцам.

В своей автобиографии рассказ о детстве Владимир Георгиевич вместил в три строчки: «С восьми лет был отдан в школу. . Окончил восемь классов в железнодорожной школе № 25. В 1941 году поступил в школу ФЗО, работал на заводе им. Ворошилова».

В июле 42-го его призвали в армию и сразу отправили на фронт. Боевое крещение Цимбалисту пришлось принимать не в победных боях, а в тяжкую пору отступления. Первая гвардейская дивизия генерал-майора И.М. Руссиянова, куда он попал, отходила с боями по территории Курской области. И еще в ту зиму ему пришлось участвовать в боях на Среднем Дону во время проведения наступательной операции «Малый Сатурн». 20 декабря он был тяжело ранен, после чего попал в госпиталь в городе Ртищево. Там его подлечили и в марте 1943 года выписали с направлением на работу в Саратов. Ранение оказалось настолько серьезным, что на вторичной комиссии рядового Цимбалиста признали негодным к строевой службе и вернули в распоряжение Россошанского райвоенкомата.

В городе Россоши, только что освобожденном от оккупантов, было холодно и голодно. Уволенному из армии нестроевику В. Г. Цимбалисту, нужно было устроиться на работу, чтобы получить хлебную карточку и деньги, позволявшие человеку иметь самое необходимое. Пошел устраиваться в паровозное депо, еще лежавшее в развалинах. Взяли маляром и по совместительству учеником строгальщика. Строгальщика из Владимира не получилось – возобладала юношеская мечта стать художником. Отработав полтора года в депо, он поехал в Ворошиловград, где успешно сдал экзамены в художественное училище. Тогда, в 1944 году, его сразу приняли на второй курс. Студенческая жизнь в военное, да и в послевоенное время была нелегкой. Она давала будущему художнику духовную пищу, радость творчества, чувство удовлетворения от постижения профессии, но все это было сопряжено с постоянными материальными лишениями. Если кому-либо из его товарищей предстояло свидание с девушкой, то гардероб счастливчику приходилось собирать всей комнатой. Денег всегда не хватало, а тот день, когда удавалось досыта поесть, запоминался надолго.

Однако время не стояло на месте, и обучение, несмотря на трудности, подошло к своему завершению.10 июля 1948 года директор училища Ковалев выдал выпускнику Владимиру Георгиевичу Цимбалисту характеристику, в которой было написано, что он за четыре года пребывания в учебном заведении «проявил себя исключительно прилежным, трудолюбивым и дисциплинированным учащимся». В характеристике особо подчеркивалось, что выпускник обладает «большими способностями и дарованием в области изобразительного искусства», а «в живописи, рисунке и композиции проявил умение, грамотность и трудолюбие».

В.Г. Цимбалисту был выдан диплом о присвоении квалификации учителя рисования и черчения. В чернильном кругу училищной печати, удостоверявшей диплом, было написано на украинской мове: «Ворошиловградьске Державне художне училище». С этим документом новоиспеченный художник отправился в 1948 году трудиться «Россошанскую хохляндию».

В октябре В.Г. Цимбалиста приняли на работу учителем рисования и черчения в городскую среднюю школу № 65 (ныне СШ № 3). Вряд ли стоит сомневаться, что учитель - это замечательная профессия. Однако если у человека есть неодолимая тяга, страсть к творческой работе, эта же профессия может связать его по рукам и ногам. Учитель ограничен 45-ю минутами урока и прокрустовым ложем программы. Да, на словах учителю творчество разрешается, но вольности с предписанной программой никакой проверяющий не потерпит. А тут еще сугубо потребительский взгляд на художника и со стороны школьного, и со стороны районного руководства как на непременного и бесплатного оформителя различных общественно-политических мероприятий. Помню, как трудно было со всем этим мириться Владимиру Георгиевичу. На работе от дополнительных нагрузок невмоготу и учительство бросать нельзя. Ибо одним трудом художника в глубокой провинции на ежедневный кусок хлеба невозможно заработать. Приходилось тянуть лямку учителя со всеми общественными добавками и выкраивать время для любимого творчества, которое грело душу.

Школьные уроки черчения и рисования были для Цимбалиста, как говорили классики марксизма, «познанной необходимостью». Другое дело – занятия с ребятами в кружке изобразительного искусства, который был его детищем.

Помогая ребятам приобщиться к творчеству, наблюдая за их первыми шагами в изображении окружающего мира, Владимир Георгиевич не только получал истинное удовлетворение, но и сам совершенствовался в художественном мастерстве. Сохранились два листа из тетради учителя Цимбалиста с записями о его внеклассной работе. «Свою любовь к окружающей нас природе, - писал он, - к родному краю стараюсь прививать учащимся на уроках и в кружке изобразительного искусства. Членами кружка написано немало этюдов маслом и рисунков с натуры дорогих и близких им мест.

В.Г. Цимбалист всегда стремился приобщить своих учеников к большому искусству. По его инициативе в школе была создана картинная галерея. Конечно, в ней были представлены не подлинники, а всего лишь репродукции с картин известных русских и зарубежных художников. Но очень важно было то, что с помощью этой школьной галереи ребята из провинции знакомились с шедеврами художественного творчества.

Несмотря на большую занятость работой в школе, Владимир Георгиевич много занимался творчеством. Впервые он выступил в Воронеже на областной выставке с работой «Первый рейс» в 1952 году. Потом был значительный перерыв, после которого в 1960 году он представил на областную выставку несколько этюдов, и в том же году их отобрали на художественную выставку России.

Россошанцы познакомились с первой персональной выставкой художника Цимбалиста в 1964 году. Он сразу показал более 150 своих работ. В основном это были этюды с натуры, на которых изображены места, хорошо знакомые жителям нашего города. Выставка вызвала у горожан большой интерес. Конечно, помещение для такого количества работ было маловато. Для выставки использовали читальный зал Россошанского техникума ММП. Тогда очень много для организации выставки сделал заведующий библиотекой Георгий Степанович Тарасенко. Они дружили с Владимиром Георгиевичем. К тому же Тарасенко сам немного занимался живописью и выставку друга воспринимал почти как свое детище. В те дни в читальном зале техникума почти ежедневно собирались местные любители изобразительного искусства и оживленно обсуждали представленные работы. Приходили Федор Петрович Басов с женой Анной Ивановной Лазаревой, художник Василий Сергеевич Мухин, работавший тогда в педучилище, собственный корреспондент газеты «Коммуна» Михаил Федорович Тимошечкин.

Владимир Георгиевич навсегда остался жить в Россоши. Знаю, что в 50-е годы у него была попытка переехать в областной центр. Он даже на некоторое время уезжал в Воронеж, где работал с профессиональными живописцами в мастерских Союза художников, но почему-то там не прижился. Не знаю, в этом ли была настоящая причина, но однажды, вспоминая это время, он пожаловался, что тогда в Воронеже его замучили заказами на изображение портретов членов Политбюро. А возможно, он просто не смог расстаться с милым сердцу краем, который он исходил не считанное количество раз с этюдником вдоль и поперек. Владимир Георгиевич любил писать россошанские хаты, их живописные дворики, вербы, уронившие к самой воде косицы своих тонких ветвей. Зоркий глаз художника находил в окружающей его жизни все новые ее проявления, и люди, знакомясь с его работами, невольно проникались мыслью, что близкая каждому человеку тема малой родины неисчерпаема. В любое время года его можно было встретить в пойме речки Россоши, вооруженного кистями и тюбиками с масляными красками. Он своими руками построил себе небольшую художественную мастерскую. Из ее окон открывались милые его сердцу пейзажи: россошанские задворки с вишневыми садиками и заросшие вербами речные берега.

Он умер внезапно в 1988 году в возрасте 64 лет. Иногда я хожу к реке, чтобы встретиться с теми местами, которые изображал художник В.Г. Цимбалист. Они изменились и, к сожалению, не в лучшую сторону. Нет художника, нет мастера животворной кисти, которая смогла бы все исправить.

А. Морозов




Nostalgie © 2011
Дизайн и вёрстка - Devinora