добавлено 14 апреля 2011 г.
Персональная выставка произведений
Кривой Рог, 1976г.
Произведения Виктора Белова останавливают, на себе взгляд своей характерностью. Они своеобразны живописной манерой и особенностями мировосприятия. В творчестве Белова пейзаж — ведущий жанр. Он воссоздает краски природы. Заветная тема художника — земля и люди — наполняется проникновенной лиричностью, жизнеутверждающим оптимизмом.
Виктор Емельянович Белов родился в 1925 году в селе Марьяновка Ссфиевского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Рано узнал Виктор тяжести крестьянского труда. Семья осталась без отца, когда дети были совсем маленькими и роль старшего в семье стал выполнять Виктор. Мать, старательная и трудолюбивая, передовик только что создавшегося колхоза, научила детей ценить каждодневный труд, труд, результат которого приносит человеку добро.
Желание рисовать обнаружилось у мальчика рано. В школе делал беглые зарисовки друзей, окружающей природы. Пытливость и любознательность проявились еще в юном возрасте будущего художника.
Белов — участник Великой Отечественной волны, был несколько раз ранен. Всюду, где приходилось бывать юноше, его не покидало желание рисовать. И чем ближе был конец войны, тем реальнее становилась цель — серьезно заняться живописью. За период войны Виктор Белов прошел суровую школу жизни, где он многое понял, многому научился. В 1946 году сбылась мечта юноши — он приобщился к настоящему искусству, стал студентом Днепропетровского художественного училища. Несмотря на то, что Виктору Белову было уже двадцать лет, и был он гораздо старше своих соучеников, учился он с большим желанием. Окончив училище, Белов стал работать в Криворожском отделении Днепропетровского художественно-производственного комбината. В эти годы творчество художника достаточно сформировалось. Он является активным участником художественных выставок. С 1970 года Виктор Белов становиться членом Союза советских художников.
Как пейзажист Белов-художник складывался в длительном поиске. Одна из первых работ, получивших признание зрителя, экспонировавшаяся на Республиканской художественной выставке 1961 года, посвящена великому украинскому поэту и художнику Т.Шевченко. Уже эта работа представила на выставке сложившееся мастерство художника, серьезность, с которой он подошел к созданию образа поэта, отразив глубину и страстность его переживания («I день іде, і ніч іде...» 1961 г.). В 1963 году на Республиканской художественной выставке была показана работа «Скошено», которая стала определяющей в творчестве художника-певца природы.
В пейзажах Белова преобладают мотивы осени, особенно близки и дороги ему мотивы весеннего пробуждения природы. Эту пору года он чувствует всей душой и это находит свое выражение в полотнах. Художник воспевает красоту заснеженного дня, прозрачного воздуха. Особенно любит природу сельской местности. Пребывание в домах творчества дало возможность художнику понять своеобразие природы различных уголков нашей страны, найти множество мотивов для своих полотен.
Белов много ездит по стране. Его зачаровывали Карпаты, поражала тонкостью цветной гаммы Карелия, восхищал Крым, но средняя полоса России оставила особый след в сознании художника. Белов любит писать речки, косогоры, деревенские избы, деревца. Его пейзажи просты, ясны и трогательны.
Нарядны стоят избушки по обе стороны от дороги («Праздничный вечер», 1972). И, словно подтверждение ликования — пестрые одежды гуляющих. Село, рассыпанное яркими разноцветными домиками, воспринимается как праздничная симфония, прославляющая радость жизни. Включив жанровой момент, автор утверждает гармонию человека и природы. Интересна также работа «Седнев. Ледоход». Еще по-зимнему одета земля, а по раздольной величавой реке уже плывут льдины. Закипела жизнь в деревне. Новые ритмы трудовой деревни уловил автор и передал их с особым человеческим теплом. Органическая слитность жанрового мотива с пейзажем придает этому и большинству других полотен художника особое своеобразие, делает его достоверным и «обжитым». Высокая точка зрения дает возможность показать атмосферу, пронизанную стремительным движением. Композициям большинства работ автора свойственны многоплановость, панорамность. Планы и воздушная перспектива читаются легко.
Почти везде изображение земли занимает основную часть холста. И это не случайно. Художник ставит перед собой цель создать величественный образ земли людей, земли, согретой и обласканной людьми. Художник вместе с человеком, который населяет его полотна, радуется свежему морозному утру, щедрому весеннему солнцу, теплому дождю. Прозрачен воздух, окутывающий землю, омытую майским дождем («Майские дожди» 1970). Весенняя радость ликующей земли, и в этом холсте находит свое выражение в единении человека и природы.
Особая торжественность и тишина ощущается в пейзажах, посвященных живописным местам, с которыми связано имя Ленина («В Горках», 1970, «Озеро в Горках», 1969). Здесь нет точного копирования знаменитых ленинских мест. Это обобщенные образы уютных уголков России, дорогих сердцу каждого из нас. В этих работах Белов показал себя тонким колористом. Цветовая гамма этих работ подчинена общему строю с преобладанием сизых, голубых, коричневатых тонов.
Виктор Белов часто выступает как автор полотен на индустриальную тему. Здесь продолжает художник главную тему своего творчества — человек и земля.
Широкая, разбитая осенней распутицей и тяжелыми грузовиками дорога, ведущая из карьера. Мощные самосвалы, словно возвышающиеся монументы, выделяются на высоком светлом горизонте. И все это подчиняется воле человека, преобразующей нашу землю, создающей блага («Ночи в Кривбассе», 1969). Полотнам, в которых воспеваются трудные будни родного города, свойственны героическая романтичность, приподнятость. Лаконичность средств художественного выражения придает этим полотнам монументальный характер («Юность Криворожстали», 1969, «Сварщики», 1974). Значительность происходящего удается подчеркнуть темпераментным экспрессивным мазком. Здесь нет лишних мотивов и деталей, здесь все подчинено главной задаче — созданию, на основе конкретного, образа героического Кривбасса, его сущности. Индустриальный ритм во фризообразной композиции «Сварщики» выражает пафос современного строительства. На строительстве домны-гиганта Криворожского металлургического завода имени Ленина родилось это полотно, правдиво и поэтично рассказывающее о повседневном трудовом подвиге наших современников. Во всем строе картины, в ее образном и колористическом решении, мы ощущаем внутреннее напряжение трудовых будней.
Творческие поиски последних лет находят свое отражение в акварелях. В отличие от мягких лирических пейзажей, которые составляют основу творчества художника Белова, эти листы выполнены темпераментно. Трудно поверить, что они написаны одной и той же самой рукой. Чаще всего это цветы — алые маки, пионы, сирень. Краски здесь свежие, чистые. Они подчеркнуты декоративно и, в то же время, реалистичны. И снова мы убеждаемся в тонком колористическом чутье художника, который с такой любовью запечатлевает очарование красок родной природы.
Художнику исполнилось пятьдесят лет. Итог творческой деятельности подводить рано. Персональная выставка произведений Белова показала, что художник, достигнув зрелого мастерства, продолжает плодотворный поиск. Самое заветное, о чем нам может поведать художник Виктор Белов — еще впереди.
Л. КОСОГОВА,
ст. научный сотрудник Криворожского историко-краеведческого музея, искусствовед.
ЖИВОПИСЬ
1961г.
I день іде, I ніч іде...
1963г.
Шевченко—солдат.
1964г.
Последний снег.
Праздничный вечер.
Скошено.
Март.
1965г.
Белая ночь.
Серый день.
Голубое утро.
Заонежье.
1966г.
Ледоход.
1967г.
Вечерний Кривбасс.
Новая улица.
Октябрь.
Волга у Ульяновска.
1968г.
Конец лета.
Февраль.
Зимний вечер.
Юность Криворожстали.
Черниговский мотив.
1969г.
Пробуждение.
Горки Ленинские. Озеро
На отвалах.
1970г.
Рынок в Седневе.
Тополя.
1971г.
Потеплело.
Оттепель.
Осенний багрянец.
Морозное утро.
Февраль.
Зимний вечер.
Вечер.
Поздняя осень.
Весенний разлив.
Полдень.
Старое село.
Морозный день.
Березы.
1972г.
Скалы. Прибой.
Ай-Петри. Проясняется.
Вечерний час.
Праздничный вечер.
Весна.
1972г.
Октябрь.
Этюд.
9-я Криворожская строится.
Весна. Гурзуф.
Весенний этюд.
1974г.
Весеннее утро.
Сирень цветет. Лето.
1975г.
Весна в Крыму.
Сирень.
Завтра в море.
Осенние цветы.
Осенний багрянец.
Сирень.
1976г.
Начало мая.
Первая зелень.
Радуга.
Осень.
Цветущий сад.
ГРАФИКА
1965г.
Рисунки. Карелия.
Рисунки. Карелия.
1968г.
Рисунки. Наброски.
1973г.
Цветы.
Розы.
Весна.
Сирень.
Цветущий сад.
Тюльпаны.
Тюльпаны.
Натюрморт с цветами.
Розы.
Синие цветы.
Участие в Республиканских художественных выставках
1961г.
I день іде, I ніч іде...
1963г.
Скошено.
1967г.
Вечерний Кривбасс.
1968г.
Черниговский мотив.
Юность Криворожстали.
Утро.
Зима в Седневе.
1969г.
На отвалах.
Кривбасс.
1970г.
Майские дожди.
Горки Ленинские.
1972г.
Праздничный вечер.
Разлив на Десне.
1973г.
9-я Криворожская строится.
1976г.
Ледоход.
...............................................................................................................................................................................................
28 сентября 2000 года работа Виктора Белова "Встреча в селе. Сибирь" была продана на аукционе "Кристи" в Лондоне за 4123 долларов США.